«Фольклорная классика Таймыра»

«Фольклорная классика Таймыра»

Фестиваль «Фольклорная классика Таймыра» в нынешнем году прошел в Дудинке уже в 11-й раз. Два дня представители коренных таймырских этносов и гости из других регионов делились практикой сохранения уникальной национальной культуры.

Среди гостей нынешнего фестиваля – культуролог из Санкт-Петербурга Светлана Чернышова. Ее задачей стало помочь педагогам и хореографам фольклорных коллективов Таймыра адаптировать к сцене пластику обрядовой культуры – зафиксировать и показать уникальные обрядовые танцы. В Таймырском доме народного творчества в рамках фестиваля прошел круглый стол «Вопросы сохранения обрядовой культуры коренных малочисленных народов Таймыра». «Сохранение обряда – серьезная тема. Информации об обрядах очень мало, поскольку уходит старшее поколение и с ними уходят наши традиции и обычаи. А ведь еще наши родители, живя в тундре, непроизвольно хранили их, исполняли, например, обряды поклонения духам природы, воды, матери-земли. А уже мы это узнаем, как что-то незнакомое, как будто оно пришло извне. Так быть не должно», – считает заведующая отделом фольклора и этнографии Таймырского дома народного творчества Нина Кудрякова. Специальным гостем круглого стола стал действующий шаман из Республики Саха (Якутии) Леонид Савин. Несмотря на то что он приехал издалека, у него те же корни, что и у хозяев фестиваля – эвенкийские и долганские. «У нас сейчас нет шаманов, эта традиция утрачивается, а этот человек показывает, что есть шаманы в современном мире, и в век технологий можно обращаться к духам, помогать своим сородичам, семье, себе самому, – рассказывает Нина Кудрякова. – Мы пригласили представителей разных народов. У самодийских народов – энцев, ненцев, нганасан – очень близкая культура и языки. Но даже между их обычаями есть различия. Люди делятся ими. Вспоминают, как когда-то присутствовали при камлании, какое было облачение у шамана, какой ритуал, какими словами обращался к духам. Свои обряды мы показываем гостям Таймыра, туристам, чаще всего это обряд поклонения духам огня, или, как его называют, обряд кормления огня. К костру подходят поочередно, кидают кусочек оленьего жира, обращаются к духам с просьбами. И нынешняя молодежь, когда пройдут годы, будет так же вспоминать, как это было, как все обставляли, какие слова говорили, – и передавать своим детям». Одним из важных событий фестиваля стала презентация книги «Орнамент – язык предков». Это уникальное издание вышло в нынешнем году силами сотрудников Таймырского дома народного творчества. Как рассказал один из авторов книги, заведующий отделом ДПИ и ИЗО Таймырского дома народного творчества Василий Батагай, материалы для книги собирались в различных экспедициях по полуострову в течение десяти лет. «В издании собраны образцы орнаментов и, главное, их значение. Книга делится на три блока – орнаменты долган, ненцев и нганасан. При подготовке книги мы изучали работы великих этнографов – например, Иванова, у которого есть большая монография по орнаментам народов России. Но разница в том, что все предыдущие работы рассказывали только о самом орнаменте, но не о его значении, не о том, куда он может наноситься. В этой книге рассказывается, что наносить, куда и для чего. Орнамент – язык наших предков, они с нами общаются с помощью орнамента», – говорит Василий Батагай. В работе у специалистов новая часть книги, посвященная орнаменту двух других народов – энцев и эвенков. Василий Батагай надеется, что в ближайшие годы удастся выпустить обновленную и дополненную версию книги, а также отдельные издания, посвященные орнаменту ненцев, долган и нганасан. Пока же уникальное издание вышло тиражом всего 500 экземпляров, но ее можно скачать бесплатно в электронной версии на сайте Таймырского дома народного творчества. Поиск путей сохранения уникальных национальных традиций лег в основу проекта «Культурный код народов Таймыра», победившего на первом грантовом конкурсе «Норникеля» «Мир Таймыра».
Культура
2021-11-13 03:09:38

Читайте также...