Пегтымельские женщины - грибы

Пегтымельские женщины - грибы

Нельзя пройти мимо такого замечательного памятника, как пегтымельские рисунки — первые открытые в арктических широтах Азии петроглифы. Петроглифы выбиты на скалах правого берега реки Пегтымель (Чукотка), в 50—60 км от ее впадения в Ледовитый океан. Всего сохранилось 104 группы изображений и несколько групп граффити. Петроглифы относятся к эпохе позднего неолита и периоду перехода к раннему металлу. На Пегтымельских скалах представлены сцены охоты на диких оленей, изображения песцов и волков.

Особую сюжетную группу составляют антропоморфные, преимущественно женские фигуры. Самым большим из всех петроглифов (35 см в высоту) является рисунок женщины-гриба с двумя косами. Рядом с ней изображена группа людей-грибов, которые исполняют ритуальный танец вокруг поверженного оленя. Фигуры женщин переданы с реалистической достоверностью — изображены косы, грудь, меховой комбинезон—керкер. Над головой всех антропоморфных изображений нарисованы грибовидные фигуры. Вероятно, что это не прически и не головные уборы, поскольку грибовидные изображения часто расположены не на самой голове, а над ней и по объему значительно больше самой головы человека (ни одежда, ни косы женщин не имеют утрированно больших размеров) могут быть переданы с помощью натуралистического воспроизведения. Форма пластической идеограммы может быть более-менее сложной, но и тогда, когда изображение состоит из нескольких простых геометрических фигур или линий, оно наполнено конкретным содержанием для посвященных. Плоскостные изображения идеи женщины так же чаще всего имеют знаковое выражение. Существует несколько вариантов интерпретации этих изображений. Н. Н. Диков (в своей статье «Наскальные загадки древней Чукотки») предложил трактовать эти изображения как антропоморфные мухоморы, выбитые на скале с магической целью — вызвать урожай мухоморов в тундре, поскольку известно, что они использовались как галлюциногены в шаманских действиях. Мы можем предложить иное объяснение смысла этих рисунков. Если согласиться с тем, что изображение гриба соответствует мужскому, фаллическому знаку, то пегтымельские петроглифы соединяют изображение женщины и мужчины в единое целое. Этот прием не нов в первобытном искусстве. Фигуры-антиподы широко распространены в различных культурах и изображают мифических предков — прародителей родовой общины. С магией плодородия связывают двуполые статуэтки-андрогины, в которых утрированные формы женского тела сочетаются с символом мужской силы. Есть находки — статуэтки из Мауэрна, из района Тразименского озера, которые представляют женские фигурки с фаллосом на месте головы. «Сочетанием обозначений «женщины вообще» и «мужчины вообще» записывалось понятие о «человеке вообще»... Такое изобразительное суммирование является... выражением высшего обобщения верхнепалеолитической мысли». То есть, синтезируя в одной композиции женские и мужские атрибуты, первобытный художник передавал сложное представление о прародителях, зарождении и продолжении жизни, возможно, бессмертии. Возможна и иная интерпретация пегтымельских изображений женщин-«грибов». Отправными точками в рассуждениях служат следующие моменты. Во-первых, все рисунки женщин с грибами на голове соседствуют со сценами охоты или промысловыми животными. Во-вторых, как мы уже указывали, грибы мухоморы использовались в качестве галлюциногенов в шаманской практике. Исходя из этого, можно предположить, что на Пегтымельских скалах изображены сцены магических охотничьих обрядов, в которых женщины играли ведущую роль. Данный вывод не противоречит этнографическим данным об особой роли женщин в охотничьей магии и шаманских ритуалах народов Северо-Востока. 
Шаманизм имеет глубочайшие исторические корни в культурах народов Крайнего Северо-Востока. У чукчей, эскимосов, коряков шаманами могли быть как мужчины, так и женщины. У чукчей к тому же были описаны мужчины-шаманы, намеренно приобретавшие женоподобный вид. Охотничья магия — необходимый элемент производственного действия, важнейшая составляющая жизни охотничьего общества. Магические действия предшествовали охоте и имели целью обеспечить ее удачу. Опьяненные мухоморами женщины могли призывать охотничью удачу. Есть и другой, связанный с этим вариант объяснения. Женщины могли вызывать своими магическими действиями размножение оленьего поголовья. В этом случае образ женщины может трактоваться как обозначение покровительницы оленей, Матери диких оленей, Матери-земли, чей культ был распространен у циркумполярных охотников на дикого оленя.
Как видим, сюжеты с антропоморфными грибами Пегтымеля не поддаются однозначной интерпретации, мы можем с большей или меньшей долей уверенности рассуждать об их истинном значении. Однако неоспоримым будет вывод о том, что в петроглифах Пегтымеля отражены весьма значительное место и роль женщины в мире и представлениях человека каменного века. Женская тема независимо от сопутствующего сюжета выражена не в единичном рисунке, а в целой серии. Не будь тема женщины достаточно значимой, возможно, сюжеты Пегтымеля были бы наполнены иными героями. Однако (как и в иных памятниках первобытного искусства — гроте Ла Грез, пещерах Пеш-Мерль, Монтеспан и Альтамира) в них выразились важнейшие, насущные для первобытного человека ценности — зверь, охота и человек — женщина. Петроглифы Пегтымеля — отражение явлений общественного бытия со всеми его главными моментами и отношениями.
Автор Виктория Доржеева
История
2021-02-27 23:35:50

Читайте также...